Как отличить дизартрию от диспраксии?
В настоящее время по отношению к речевым девиациям у детей дошкольного возраста специалисты нередко употребляют термины «артикуляционная диспраксия» и «дизатрия». Патологии имеют схожую симптоматику, но разные причины и механизмы протекания, поэтому их нельзя смешивать. В этих двух случаях ребенку требуется разная помощь. В зависимости от того, какие причины породили нарушения речи, требуются специальные методики и упражнения. Поэтому необходимо понимать, чем же кардинально отличаются диспраксия и дизартрия.
Определение артикуляционной диспраксии
Под данным термином понимается неспособность ребенка к целенаправленной произвольной координации речевых действий. То есть его артикуляционный аппарат функционирует нормально, никаких серьезных физиологических нарушений нет. Но управлять этими органами должен особый отдел коры головного мозга, и как раз на этапе пересылки сигнала от него к речевому аппарату происходит сбой. То есть ребенок просто не понимает, какие нужно делать движения ртом, языком, горлом для того, чтобы получались звуки и слова. Обычно это происходит на автомате, мы не задумываемся как именно мы произносим слова. И у детей без патологии процесс тоже протекает в автоматическом режиме.
Разновидности патологии
Существуют два типа артикуляционной диспраксии.
- Кинестетическая или диспраксия позы.
В данном случае сбой происходит при перешифровке звука в позицию артикуляционных органов, с помощью которой может быть осуществлено воспроизведение. Если патология диагностируется в тяжелой форме, то ребенок не способен издать даже простой членораздельный звук. У него может получиться случайно, но целенаправленное воспроизведение не доступно.
- Кинетическая или диспраксия серии поз.
В данном случае ребенок может издавать членораздельные звуки, но не может проделать серию артикуляционных движений, чтобы из них получилось слово. Он испытывает трудности даже с произнесением слогов, не говоря уже о построении фраз.
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
г. Нижний Новгород, ул.Родионова, 197
Чем отличается артикуляционная диспраксия от дизартрии?
Обе патологии затрагивают артикуляционные органы, что приводит к девиации механизмов звукопроизношения. Но диспраксия возникает из-за недостаточности контроля со стороны коры головного мозга. При этом артикуляционный отдел работает нормально, физических нарушений нет. Все дело в функциональном сбое. Необходим дополнительный внешний контроль за процессом звукопроизношения, чтобы у ребенка формировалось четкое понимание того, в каком положении должны находится губы, язык, небо для рождения того или иного звука. Постепенно все эти действия отрабатываются до автоматизма, и речевая практика уже не вызывает огромных затруднений.
При дизартрии наблюдается ограничение у ребенка моторных возможностей. Его артикуляционные органы не работают так, как надо, из-за особенностей физиологии, например, из-за повышенного или пониженного тонуса мышц артикуляционного аппарата. Он просто физически не может исполнить нужную позицию для членораздельного звукопроизношения. Хотя специалисты различают диспраксию и дизартрию, они отмечают, что эти патологии нередко встречаются вместе. И потому помощь ребенку с этими недугами должна носить комплексный и систематический характер. Лучший вариант — регулярные занятия с логопедом.